Новости

Ассоциация педагогов, воспитателей и наставников РТ

Чего хотят учителя?

«Куда там мечтать, нам не до того!», - обычно пожимают плечами педагоги, когда спрашиваешь их о собственных стремлениях. Если и есть у них цели, то все связаны с подопечными. А чтобы просто о своем, педагогическом и человеческом – потом, в другой раз.
Несколько татарстанских педагогов решили восполнить этот пробел и создали площадку для профессионального развития, обмена опытом, проблемами, мыслями - Ассоциацию педагогов, воспитателей и наставников РТ, а Ассоциация социальных женских инициатив «Нур», где, кстати, немало женщин-педагогов, поддержала их в этом. Недавно прошло первое заседание.
Все, кто пришел на встречу – а это учителя предметники и учителя начальных классов, представитель учреждения по повышению квалификации, – могли рассказать о себе как специалистах и … поделиться мечтами. Получился своего рода педагогический нетворкинг. К такому, конечно, преподаватели не привыкли, но желание обмениваться информацией и знакомиться с коллегами, близкими по духу, взяло верх.

Творить не по-детски

- Просто есть потребность в общении, знакомстве с коллегами, - скромно высказалась Альфия Гайзатуллина, учитель географии и татарского языка с 40-летним стажем работы в школе. Несколько лет она работала завучем в одном из районов Татарстана, и лишь недавно переехала с семьей в Казань, где трудится методистом. Своя версия учительской мечты – у Фариды Юнусовой, учителя географии, замдиректора
по воспитательной работе 108 школы поселка Карьер: «Наверное, больше всего мы хотим получать удовольствие от работы и видеть результат. Когда смотрю на своих выпускников, уже успешных ребят, так приятно думать, что я определенным образом причастна к их судьбе».
А кому-то, как выяснилось, мечтается о снижении рабочего ритма в пользу творчества. Например, Лилия Арсланова с радостью призналась, что ее маленькое заветное желание уже осуществилось. В этом учебном году она работала в школе в две смены, а это, на минуточку, 12 уроков ежедневно, а в следующем будет в одну. Лилия Фаридовна - педагог с 26 годами стажа в начальной школе, приехала в Казань 5 лет назад из Башкирии, где работала учителем начальных классов, завучем по воспитательной работе.
Вообще, многие из собравшихся участников, вслед за Лилией Арслановой, говорили о желании творить. Кому-то это удается в рамках работы в государственной школе, кому-то в ней оказывается тесновато. Так, Айгуль Масхудовна работает в 125 гимназии, больше 16 лет она учитель начальных классов, а не так давно примерила на себя роль индивидуального педагога, открыла свой кабинет и занимается с детьми на коммерческой основе. В этом году еще и стала разработчиком гайдов и рабочих тетрадей для учеников начальной школы. То же самое и у Елены Налбат, учителя
начальных классов, нейропсихолога. Она смогла сначала открыть свой кабинет, а потом и частную школу на 4 класса. И Елена, и Айгуль смогли получать дополнительный доход, расширить границы своих компетенций благодаря поддержке женского сообщества «НУР».

Опереться на плечо единомышленника

Да и в целом с поддержкой все очень даже оптимистично. Например, Андрей Некрасов, руководитель Центра социально-гуманитарного образования сказал свое
«за» в пользу сообщества и пообещал помочь, чем может. Сам 30 лет в системе образования, изначально учитель математики, проработал завучем в 90-е годы, был директором Московского вуза, а сейчас вот уже как 10 лет руководит созданным центром дополнительного профессионального образования. С 2014 года эксперт Департамента надзора и контроля в сфере образования министерства образования РТ. Еще Андрей Юрьевич поисковик, с 1987 года с друзьями-педагогами Андрей Юрьевич выезжает с десантом по захоронению останков воинов Великой Отечественной войны.
- Мы понимаем проблемы педагогов, потому что много с ними контактируем, - сказал Андрей Юрьевич. – Один бывший чиновник мне как-то сказал: почему, когда я был министром, мне не показывали такие (проблемные) школы, какие видите вы? А мы действительно бываем там, где не принято ничего показывать не то, что министрам, но даже главам администрации.

Профессионально расти

Сообщество как раз и будет нацелено на решение разного рода вопросов и задач, так намного легче справляться с проблемами, - объяснила Айгуль Хайруллина, основатель женской ассоциации «Нур». Она сама педагог со стажем: 4 года в школе, 12 - в вузе, доцент, кандидат наук, имеет 3 высших образования, есть и бизнес-опыт. А сейчас организация под ее началом имеет лицензию на образовательную деятельность и запустила обучение в академии.
- Я тот педагог, который ушел из системы из-за системы, - кратко объяснила Айгуль Фаритовна свой выбор. - Хотя до сих пор мои студенты со мной, только теперь обучаются построению собственного дела. Я мама троих детей, и нестандартно подхожу теме образования, могу менять им школу, учителя, направление, потому что смотрю на три шага вперед, и всякий раз убеждаюсь в том, что такая позиция дает результаты.
По словам Айгуль Хайруллиной, особенность нашего времени в том, что старая система отмирает, а новая пока не сформировалась. Раньше мы, как по накатанной плоскости, шли в детсады, потом в школы, институты, набирались опыта на первом месте работы, чтобы получать среднюю зарплату. Сейчас для того, чтобы иметь свое любимое дело, стать успешным, вовсе необязательно проходить все эти этапы. Школа не дает детям ясности, как расти дальше, нет схемы профориентации. Не используются подходы инновационно - креативной экономики. Подростков, например, возможно
заинтересовать с помощью мотивации, проектного подхода. Ведь многие уже в 13−14 лет зарабатывают деньги, и не видят перспективы даже в вузовском
образовании. С этим придется считаться, и учителя будут вынуждены перестраиваться.
На этом фоне растет спрос на частные школы и садики. Родители готовы платить за качество услуг.
Но как менять систему? По словам Айгуль Фаритовны, поле для деятельности огромно. Можно привносить в свою работу что-то новое, а для этого как раз и нужно общение в кругу единомышленников. Педагогам необходим финансовый рост
и развитие, полезные связи. Все это благодатная почва для новых идей. Важную роль может сыграть и формирование личного бренда каждого педагога.
- По сути, мы хотим внести свой вклад в совершенствование системы образования посредством профессионального объединения, - отметила спикер.
Один из инициаторов идеи Нурия Шарибзянова, Почетный работник образования РФ, добавила, что в перспективе в рамках сообщества можно будет решать и правовые вопросы педагогов. Подключиться к решению готов и депутатский корпус.
- Рада встретиться с вами, близкими по духу людьми, которые в дальнейшем, понимая деятельность этого сообщества, будут рука об руку идти вместе, сообща мы многое сможем, - заверила Нурия Тагировна.
Планы у Ассоциации педагогов, воспитателей и наставников РТ большие. В ближайшем месяце ожидаются и мастер-классы, и мастермайнды, и нетворкинги, приветствуется внесение любых предложений. А еще участники сообщества
запланировали провести трансформационный фестиваль, где каждый сможет выступить и одновременно увидеть себя со стороны, «круглый стол» о перспективах образования с приглашением представителей профильных министерств, ведомств и встречу на тему взаимодействия учителей, учеников и их родителей с приглашением представителей школьных родительских комитетов.
Оксана БИРЮКОВА